вторник, 7 июля 2009 г.

Империя зла существует не 50 лет, не с момента принятия Конгрессом США резолюции о порабощенных народах, а без малого 500 лет

Автор: Руслан Саидов, Владимир Филин 

16 января 1547 года в московском Кремле была торжественно провозглашена империя зла. В этот день в Успенском соборе состоялась церемония венчания на царство Ивана IV Грозного - молодого человека, страдавшего тяжелым психическим заболеванием, изувера, садиста и гомосексуалиста. Еще за 50 лет до этого события, дед Ивана Грозного - московский хан (князь) Иван III - официально объявил Москву наследницей только что распавшейся Золотой Орды, которая в восприятии порабощенных ею народов Востока Европы и Азии являлась предыдущей империей зла, и предъявил претензии на бывшие золотоордынские земли.

Преемники Ивана III продолжили его политику. В XVI веке вокруг Москвы сложилась новая империя зла, ставшая самой крупной военно-бюрократической организацией в Евразии: «Изумленная Европа, - писал Карл Маркс, - в начале царствования Ивана III даже не подозревавшая о Москве, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных границах». Иван Грозный называл себя «белым царем», каганом, Белым или Западным Ханом, правителем северо-западной области Монгольской империи, Белой (Золотой) Орды. Он хвастался, что связан своим происхождением непосредственно с самим Чингисханом. Однако это было не так. Иван Грозный по отцу был потомком наместника Золотой орды в Москве Ивана Калиты, а по матери - хана Золотой орды Мамая, который чингизидом не был и поэтому считался в северо-восточной Руси нелегитимным правителем, что стало одной из причин известной битвы на Куликовом поле.

Одними из первых в воссозданной империи зла дискриминации подверглись евреи. Иван Грозный запретил еврейским торговцам въезд в Московию. Как и последующие времена, в защиту евреев незамедлительно выступило тогдашнее международное сообщество. Так, в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб еврейским торговцам вновь был дозволен свободный въезд в Московию, но Иван Грозный ему отказал.

Куда больше евреев пострадали от империи зла другие народы. В первую очередь, народы Идель-Урала, Северного Кавказа и Крыма. Первой по настоящему серьезной жертвой стало Казанское ханство, многонациональное государство, которое вело преемственность от уничтоженной монголами в 13 веке Волжской Булгарии. Иван Грозный возглавил три похода на Казань. Третий поход (июнь-октябрь 1552 года) - завершился взятием Казани. В походе участвовало 150-тысячное московское войско, его вооружение включало 150 пушек. Казанский кремль был взят штурмом, защитники города были поголовно истреблены. Началась насильственная русификация и силовое навязывание православия. Однако несколько лет понадобилось царю потом для того, чтобы были покорены подвластные прежде Казани угро-финские и тюркские народы Идель-Урала: черемисы, мордва, удмурты, чуваши, башкиры.
В 1556 году к Москве была насильственно присоединена Астрахань. В результате, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Кама) были порабощены империей зла. Здесь началась колонизация, в 1580-е годы возникли центры колонизации - Самара, Саратов, Царицын, Уфа. После покорения Астрахани московское влияние стало простираться до Кавказа. В 1559 началось насильственное насаждение московского варианта православия среди северокавказских горцев, которое, несмотря на массовое уничтожение горцев, так и не дело ощутимых результатов.
Также в 1559 году московское войско совершило поход на Крым, разорив крупный Крымский порт Гезлёв и уничтожив его жителей. В ответ крымский хан Девлет I Гирей поклялся вернуть свободу и независимость Казани и Астрахани. В 1563 и 1569 годах при участии Турции он совершил два безуспешных похода на Астрахань, а в 1570 году - более успешный рейд на Рязань. Наконец, в 1571 году при поддержке Польши и Великого Княжества Литовского крымский хан совершил глубокий рейд на Москву и осадил Кремль. Иван Грозный бежал в Вологду. Империя зла была в полушаге от гибели, но хан неожиданно, без видимых причин отступил от стен Кремля и вернулся в Крым.

Поработив территории к востоку и юго-востоку от Москвы, Иван Грозный двинулся на запад. В 1558 г. он послал свои орды в Прибалтику. Война сначала шла для Москвы удачно, царские войска взяли и разграбили Нарву, Юрьев и еще около 20 прибалтийских городов. Но потом начались тяжелые военно-политические осложнения и неудачи. Не желая подчиниться Москве, руководство Ливонского ордена обратилось за помощью к Великому Княжеству Литовскому, многонациональному, на 90% восточнославянскому православному государству на территории нынешних Украины, Беларуси и Литвы, которое тогда считалось истинной Русью в противоположность Московской орде. Одновременно жители Таллина попросились в состав Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну империи зла с Великим Княжеством Литовским и Швецией.
Иван Грозный, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили Беларусь, взяв город Полоцк. Иван Грозный развернул за захваченных восточнославянских землях кампанию массового террора. В Полоцке по приказу царя был утоплен в проруби Фома, популярный проповедник реформационных идей. Была учинена расправа над полоцкими евреями, инициатором которой выступил сопровождавший царя видный деятель московского православия - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях в составе московского войска, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов.
28 января 1564 года царская армия, двигаясь в сторону Минска, попала в засаду и была наголову разбита на реке Уле белорусами и пришедшими к ним на помощь украинцами и поляками. Разгром на реке Уле послужил толчком к началу казней тех, кого сумасшедший Иван Грозный счёл виновниками поражения: были казнены военачальники князья Оболенские, Михаил Репнин и Юрий Кашин. При этом Кашин был казнён также за отказ плясать на царском пиру в скоморошьей маске, а князь Дмитрий Оболенский - за то, что упрекнул царского любовника Фёдора Басманова его гомосексуальной связью с царём. За ссору с Фёдором Басмановым был казнён и известный воевода Шереметев.

Центральное событие в истории империи зла в XVI веке - опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 год пылал, по образному выражению князя Андрея Курбского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. В памяти людей XVI века опричнина осталась таким же символом людской мясорубки, как в нашей - сталинские преступления, коллективизация, Голодомор и 1937 год. В апреле 1564 года из Тарту в Великое Княжество Литовское бежал князь Андрей Михайлович Курбский, ставший первым в истории русским диссидентом. Он прислал из-за рубежа краткое послание своему бывшему монарху, в котором гневно обвинил царя в тирании, казнях невинных людей. Именно после бегства князя Курбского в Литву и была введена опричнина, по сути означавшая геноцид русского народа собственным государством. Наибольший ущерб был нанесен северо-западной, новгородской Руси, где со средних веков сохранялись традиции вечевой демократии, ненавистные для правителей Московской орды.
Зимой 1569-1570 годов карательное войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре главу московского православия митрополита Филиппа. 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правеж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился Иван Грозный.
8 января, во время встречи опричного войска новогородским духовенством на Великом мосту через Волхов, царь обвинил в измене архиепископа Пимена. Последний был арестован и заключен в тюрьму. Затем последовали массовые казни, продолжавшиеся до 13 февраля. Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода, совпадающему в большинстве деталей с немецким отчетом, Иван Грозный велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и еще живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями.
Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же, в реку. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами, и живое предание об этом сохранялось еще в XIX веке. Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200-300 км, творили грабежи и убийства по всей округе. Число погибших неизвестно, современные учёные их считают до 15 тысяч, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч.

Осенью 1572 года царь все же был вынужден опричнину «отставить». Она сразу стала одиозной. Наказанию кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это слово. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в несколько меньших масштабах. Так, в 1580 году царь разгромил немецкую слободу в Москве, истребив большую часть ее жителей. Каковы же ближайшие и отдаленные результаты опричнины? Начнем с ближайших. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис - деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запустели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оказались до 90 % земли.
Между тем психически больной Иван Грозный продолжал чудить. Так, в 1575 году по его капризу касимовский хан, чингизид Симеон Бекбулатович, этакий Дмитрий Медведев того времени, был венчан на царство, как Царь «великий князь всея Руси», а сам Иван Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на Петровке. Через 11 месяцев Симеон Бекбулатович, сохранив титул великого князя, отправился в Тверь, где ему был дан удел, а Иван Грозный снова стал именоваться Великим Князем всея Руси.

Внешняя политика в последний период царствования Ивана Грозного представляет ряд неудач. Силы империи зла, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались. Как сообщалось выше, в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей со своей конницей прорвался до Москвы, взял город, сжег его (только Кремль уцелел) и, взяв огромное количество пленных, ушел в Крым. Затянувшаяся Ливонская война продолжалась, но уже без успеха. В 1576 году королем Польши и великим князем литовским был избран Стефан Баторий - энергичный, смелый, талантливый полководец. Перейдя в наступление, он в 30 августа 1579 года освободил Полоцк. При этом московский гарнизон города был отпущен, а «многие стрельцы и другие люди московские» перешли на сторону Стефана Батория и были поселены им в районе Гродно. Вслед Стефан Баторий освободил Великие Луки. Летом 1581 года Стефан Баторий осадил Псков, который, однако, так и не смог взять. Тогда же шведы освободили Нарву, где пало 7000 царских военнослужащих, затем Ивангород и Копорье. Иван Грозный был вынужден пойти на переговоры со вступившими в унию Польшей и Великим Княжеством Литовским. В 1582 году было заключено перемирие на 10 лет, по которому Иван Грозный отказался от всех своих завоеваний в Беларуси и Прибалтике. Война, продолжавшаяся четверть века, империей зла была вчистую проиграна. В 1583 году со шведами также было заключено перемирие, по которому они удержали за собой Эстонию и ту часть побережья Финского залива, которой владел в старину Новгород Великий.

Во время сплошных неудач на западе на востоке случилось событие, которое явилось началом покорения Сибири. В 1581-1582 годах атаман донских казаков Ермак Тимофеевич с отрядом в 800 человек завоевал Сибирское ханство, расположенное по рекам Иртышу и Оби. Завоевание Сибири Ермаком положили начало порабощению и насильственному обращению тамошних народов в московский вариант православия: банду Ермака сопровождали два священника и иеромонах.

Иван Грозный умер в марте 1584 года. Как он окончил жизненный путь - естественной ли смертью или с помощью приближенных, - наверно, мы никогда не узнаем. Как и в случае со смертью Сталина, обстановка бесконечных придворных злодеяний создавала почву для самых невероятных слухов. Версии об отравлении Ивана Грозного проверялись при вскрытии царских гробниц в 1963 году: исследования показали нормальное содержание в останках мышьяка и повышенное содержание ртути, которая, однако, присутствовала во многих лекарственных препаратах и которой лечили сифилис, которым был болен царь. Версия убийства была сочтена не подтвержденной, но и не опровергнутой.

 Автор: Руслан Саидов, Владимир Филин

Комментариев нет :

Отправить комментарий